Декабрь 2011г. №182

 
 

ПРОГРАММА «ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЗАТ»


проект

УТВЕРЖДЕНА

VI съездом ОСДП «АЗАТ»

27 марта 2010 года.

город Алматы.

 

Общенациональная Социал-демократическая Партия Казахстана «АЗАТ», отвечая вызовам общемирового и общеказахстанского кризиса, предлагает стране и народу Социал-демократическую Альтернативу авторитарной власти и сформировавшейся при нем монопольно-сырьевой антисоциальной экономике.

Динамичные перемены, происходящие в глобализирующемся мире, информационная эпоха, преобразующая отношения личности и экономических и политических институтов, требуют адекватных решений государства и гражданского общества. Нужна кардинальная политическая реформа, идейной основой которой должны стать масштабные демократические преобразования всех сфер жизни. Поставленные нами цели активного продвижения демократических идей, углубления рыночных преобразований, укрепления гражданского общества, защиты прав и свобод человека требуют принципиального отстаивания этих базовых ценностей.

Мы – современная политическая партия, ставящая своей целью построение в Казахстане сильного социально ориентированного справедливого государства.  Нашу мировоззренческую общность скрепляют близкие сердцу каждого казахстанца устремления к СПРАВЕДЛИВОСТИ, СВОБОДЕ, БЛАГОПОЛУЧИЮ и ПРОГРЕССУ.

Общенациональная социал-демократическая партия «Азат» (далее только «Партия»):

- представляет собой добровольную, открытую обще­ственно-политическую организацию, выражающую интересы граждан Казахстана, которые собственным трудом, личной ини­циативой создают материальные и духовные ценности, способ­ствуя тем самым росту уровня благосостояния всего казахстан­ского общества, экономическому процветанию, устойчивому и поступательному развитию нашей Родины;

- рассматривает власть и участие во власти не как самоцель, а как средство эффективного служения народу. Сила государства заключается в создании условий для реализации потенциала его граждан;

- предлагает принципиально иной путь дальнейшего поступательного развития общества и государства, основанный на идеях, принципах, цен­ностях, позитивном историческом опыте и современной прак­тике международной социал-демократии, проведение политических, экономических и социальных реформ, способствующих движению Казахстана вперед по пути прогресса и демократии.

Партия понимает задачу обеспечения политической стабильности как стабильность демократических институтов.

Мы считаем, что для достижения подлинной политической стабильности, основанной на общественном согласии, сегодня необходимо главное:

·        обеспечить ответственность власти перед обществом, выражающуюся в ее сменяемости;

·        обеспечить проведение демократических, открытых, гласных, честных выборов органов государственной власти;

·        обеспечить жесткое и окончательное разделение и бизнеса,и власти. «Феодальный» способ организации общества, когда власть является крупнейшим и единственным способом получения богатства, должен быть преодолен в нашей стране. Без решения этой проблемы невозможно никакое движение вперед.

 

Предпосылки деятельности Партии

Человечество вступило в принципиально новую фазу своей истории - фазу обострения межцивилизационного про­тивостояния, которое ставит под сомнение долгосрочное бу­дущее нынешней глобальной модели развития. Наблюдаются тенденции образования тотально конфликтного мира, со всеми формами борьбы за доступ к невозобновляемым природным ресурсам, прежде всего энергетическим. Все это объективно несет в себе ряд долгосрочных угроз для государственности Казахстана.

Во-первых, уровень достигнутых результатов социально­-экономических и государственно-политических преобразо­ваний в Казахстане не дает оснований говорить о создании стабильных условий для устойчивого развития в ближайшей и, тем более, отдаленной перспективе.

Во-вторых, набирающий темпы глобальный передел зон политико-экономического влияния может угрожать суверенитету и территориальной целостности страны.

В-третьих, постепенное ужесточение мировой борьбы за контроль над углеводородными ресурсами может привести к потере Казахстаном суверенитета над своим энергопотенциалом.

В-четвертых, сокращение научно-технического и технологического потенциалов препятствует выходу Казахстана в мировую систему высокотехнологичных производств.

В-пятых, образовавшееся технологическое отставание Казахстана в мире делает все более проблематичным возможность обеспечения должного уровня национальной безопасности.

В-шестых, Казахстан не имеет объединяющей общенациональной идеи и консолидирующей идеологии. Общество все более фрагментируется и раскалывается, усиливается разрыв между государственной властью и народом.

По основным интегральным показателям экономики Казахстан только приближается к уровню конца 80-х г.г' прошлого века. При этом доля сырьевого сектора в структуре экономики выросла почти в 10 раз. Машиностроение же практически исчезло. Проблемы развития аулов и сел отодвинуты на второй план, а мероприятия по их развитию на деле превратились в источник перманентного разворовыва­ния государственного бюджета. Масштабы износа основных средств в промышленности и уровень деградации городской и сельской инфраструктуры (теплосети, водопроводы, кана­лизация, дороги, больницы, школы) достигли угрожающего состояния.

Индекс человеческого развития в Казахстане существенно уступает аналогичному показателю пятнадцатилетней давности, снизилась средняя   продолжительность жизни населения в стране. Казах­стан оказался среди самых отсталых стран мира по младенческой и материнской смертности, по. заболеваемости туберкулезом. Одной из главных причин такого положения дел является низкая эффективность здравоохранения - затраты государства на него растут, а их качество и доступность снижаются.

Острым остается положение молодежи. В Казахстане уро­вень безработицы лиц моложе 25 лет составляет около 24%, в том числе в сельской местности почти треть. Как и люди стар­ших поколений, молодежь испытывает на себе все социальные и экономические проблемы. Это обусловлено отсутствием по­литики обеспечения полной занятости, и условий для гаранти­рования «первой работы» выпускникам системы образования, в том числе высшего. Расходы на образование и науку в сопоста­вимом выражении до сих пор кратно отстают от показателей 20-летней давности.

Система социальных гарантий для наемных работников и безработных, женщин и молодежи не соответствует даже мини­мальным международным стандартам.

Еще до кризиса, по международным оценкам, каж­дый четвертый казахстанец являлся абсолютно бедным, и еще половина населения находилась в группе потенциального риска оказаться в таком положении. Из семи с половиной миллионов трудоспособных казахстанцев лишь порядка 4 миллионов име­ют более-менее постоянную официальную работу. Всех осталь­ных власть отнесла к «самозанятым» и полностью лишила вся­кой социальной поддержки, включая права на накопительную пенсию.

Совокупность всех негативных процессов, происходя­щих внутри самого Казахстана, определяется обобщенным по­нятием - системный кризис, Т.е. кризис основных компонентов общества и государства.

Партия полагает, что системный кризис не может быть преодолен без:

- формирования консолидирующей общенациональной цели на основе принципа согласования жизненно важных ин­тересов всех слоев и групп общества, как условия сохранения и укрепления народного суверенитета;

- широкомасштабной социальной мобилизации всего об­щества за счет развития институтов непосредственного наро­довластия;

- установления принципов социальной ответственности власти;

- соответствующей трансформации национальной право­вой системы, обеспечивающей поступательный вывод страны из системного кризиса за счет легитимных демократических процедур;

- создания экономических, социальных и правовых усло­вий и механизмов для сохранения и развития имеющегося чело­веческого потенциала.

Ценности, принципы, цели и задачи Партии

Основными ценностями Партии являются:

Свобода - право каждого человека на самостоятельное раз­витие личности, на выбор мировоззренческих ценностей, по­литических ориентаций, форм и способов существования, на максимальное использование имеющихся возможностей для достижения собственных целей и реализации своего потенци­ала также недопущение эксплуатации и любой иной, уни­зительной для человеческого достоинства зависимости одних людей от других.

Свобода предполагает неукоснительное соблюдение и за­щиту прав человека. Она становится реальностью, когда обе­спечена собственностью и защищена законом. Свобода должна быть всеобщим достижением и распространяться на все сфе­ры жизни общества.

Справедливость - равенство прав всех членов общества независимо от их социальных, национальных, религиозных и прочих различий, равенство всех перед законом, признание равной ценности всех людей в условиях свободного развития индивидуальности. Справедливость предполагает такое распределение благ и ресурсов, которое обусловлено трудом и способностями человека.

Солидарность - естественное проявление человечности, выражение гуманизма и чувства сострадания к жертвам несправедливости, взаимная помощь и взаимная ответствен­ность людей в достижении общих целей и интересов, го­товность каждого человека защищать достоинства и права другого как свои собственные, оказание помощи и поддерж­ки тем членам общества,которые оказались в бедственном положении и лишены возможности удовлетворять свои на­сущные потребности.

Деятельность Партии основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Партия свободна в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных действующим законодательством.

Партия исходит из убеждения в том, что государство в 21 веке может быть только демократическим и только социальным. Все остальное – это цивилизационный тупик. Конечной целью современной государственной политики является человек.

Главные цели Партии:

- консолидация народа Казахстана как необходимая основа эффективной государственности, через процесс законодательного закрепления главной цели для всего общества - обеспечение достойной гражданина жизни, формирование сильного государства, способного создать для этого требуемые условия;

- создание постоянно действующего механизма переговорных процессов для согласования интересов различных социальных групп, как способа консолидации всего общества;

- стимулирование роста национального самосознания как основы для формирования осознанной гражданской позиции личности;

- формирование системы взаимной социальной и юридической ответственности всех слоев и групп общества;

- возрождение и поддержка реальных механизмов непосредственного народовластия, развитие и совершенствование его представительных форм;

- наполнение идеи казахстанского патриотизма реальным содержанием и мотивацией.

 

Пути и способы достижения выдвинутых целей и по­ставленных задач

Партия считает, что:

- необходимо предотвратить дальнейший раскол общества по идеологическим, экономическим, социальным, региональ­ным, профессиональным, религиозным и другим причинам. Для выживания и эффективного развития страны в ХХI веке не­обходима новая модель общественной консолидации, соответ­ствующая новым угрозам и рискам;

- единственная стратегическая, консолидирующая цель для общества - обеспечение достойной жизни граждан Казах­стана, создание эффективного государства, способного гаранти­ровать реализацию такой цели;

- данная общая для всего общества цель должна стать основным консолидирующим фактором только в том случае, если она будет базироваться на постоянно действующей систе­ме согласования жизненно важных интересов всех основных групп и слоев населения, которая может быть реализована только через законодательно закрепленный механизм общенационального диалога и переговорных про­цессов;

Партия видит свою историческую миссию в консоли­дации воли народа перед лицом растущих угроз и принципи­ально новых, крайне опасных для будущего страны вызовов. Для современного Казахстана безопасность - это гарантии целостности государства, экономический суверенитет стра­ны, защита от экономических, террористических, идеоло­гических, эпидемиологических угроз, а также обеспечение личной безопасности граждан.

 

Эффективность государства.

Партия исходит из того, что центральная проблема нашей страны - это формирование и развитие сильного, эффективного государства, способного обеспечить необходимые условия для достойной жизни граждан и их защиты.

Необходимо коренное изменение политической системы страны через создание механизмов регулярного обновления власти, ее постоянного взаимодействия с гражданским обществом, подотчетности и открытости.

Прежде всего, следует создать базу для действительно конкурентных выборов, гарантирующую объективный подсчет голосов граждан и способную противодействовать любым попыткам фальсификаций.

Мы выступаем за трансформацию президентской формы правления в президентско-парламентскую, с сохранением за главой государства определяющих полномочий в области внешней политики, обороны и национальной безопасности. Руководство экономикой и социальной сферой должно отойти к Правительству, формируемому парламентским большинством.

Требуется реальное усиление представительных и контрольных полномочий Парламента, законодательное закрепление статуса и прав парламентского меньшинства (оппозиции).

Следует обеспечить подлинную независимость судебной системы, восстановить Конституционный суд.

Партия считает, что создание сильного , независимого местного самоуправления – важнейший инструмент ограничения произвола властей. От успешной деятельности органов местного самоуправления напрямую зависит повседневная жизнь граждан.

Предусмотренные Конституцией органы местного самоуправления (МСУ) следует создать во всех городах, районах, поселках и сельских округах. Органы МСУ необходимо наделить властными полномочиями и ресурсами достаточными для решения любого местного вопроса в рамках соответствующей территории. Главы местного самоуправления (акимы городов, поселков, сел и аулов) должны избираться непосредственно населением.

Для эффективного функционирования вертикали исполнительной власти необходимо ввести в областях и районах институт назначаемых префектов, которые будут координировать деятельность территориальных подразделений центральных органов.

Обеспечить полное соблюдение прав граждан на свободу получения и распространения объективной и разносторонней информации, проведения собраний, митингов и пикетов, которые являются важнейшими элементами демократической политической системы.

Государственное устройство, основанное на таких политических принципах, позволит создать реальную основу для искоренения коррупции. В этих целях принять дополнительные меры экономического, административного и правового характера.

Ключевой составляющей модернизации политической системы страны должно стать возрастание роли граждан, общественных объединений и политических партий.

 

Судебная система и правоохранительные органы

Партия считает, что проблема нарастающей криминализации общества требует незамедлительного вмешательства со стороны государства и предлагает усилить гражданский контроль за правоохранительными органами и процедурой судопроизводства.

Необходимо провести реформу судебной системы, главной целью которой должно стать обеспечение независимости и неподкупности судей.

Граждане должны иметь возможность участвовать в отправлении правосудия, в первую очередь через суды присяжных. Необходимо добиваться повышения прозрачности процедуры назначения судей за счет участия общественности в квалификационных коллегиях юстиции.

Следует внести изменения в действующее законодательство, направленные на снижение срока наказаний за преступления, не сопряженные с угрозой жизни и здоровью. Перестроить пенитенциарные учреждения в соответствии с международными стандартами.

Следует законодательно минимизировать количество структур, относящихся к правоохранительным органам, а также устранить дублирование их функций. Сократить численность сотрудников МВД при увеличении уровня их зарплат. Ликвидировать самостоятельный орган – прокуратуру. Так называемый «прокурорский надзор» и большое количество фискальных структур и органов дознания и преследования только создают дополнительную коррупционную нагрузку на граждан и экономику.

Нужны новые критерии отбора сотрудников, совершенствование профессиональной подготовки судей и работников правоохранительной системы

 

Контроль общества над властью.

Партия убеждена в необходимости установления всесто­роннего контроля общества над властью. Без этого бюрокра­тическое отчуждение государства от народа не может быть преодолено.

Основой реального самоопределения и самоорганизации общества, восстановления на деле подлинного народовластия может стать механизм согласования жизненно важных интере­сов различных социальных и корпоративных групп.

Формирование гражданского общества является важнейшей целью сегодняшнего Казахстана, целью, достижение которой минимизирует любые разрушительные настроения, существу­ющие в современном обществе.

Становление гражданского общества - один из главных приоритетов Партии, поскольку в разнообразных формах самореализации граждан кроются колоссальные возможности для социального, экономического и культурного развития страны. Партия намерена развивать­ся в качестве одного из неформальных центров гражданской политики. Мы видим свою миссию в том, чтобы помогать тысячам граждан объединяться в группы и отстаивать свои интересы.

 

Социальное измерение реформ

В условиях сложнейшей адаптации граждан Казахстана к смене социально-экономического курса страны одним из ключевых является вопрос достойной социальной поддержки граждан.

Партия приложит все силы для того, чтобы уровень и качество жизни народа был соразмерен с величиной природных, интеллектуальных и духовных богатств страны.

Партия выступает за присоединение Казахстана к  Европейской социальной Хартии с ее главной идеей - повышение уровня жизни и социальное благополучие граждан.  

Государственная социальная поддержка подразумевает распределение доходов с учетом социальной справедливости, создание достаточного количества рабочих мест, доступ­ное качественное медицинское обслуживание и образование достойное пенсионное обеспечение граждан.

Особого внимания требуют условия жизнедеятельности инвалидов. Наряду со становлением трехуровневой системы пособий (выплат) нужны дополнительные меры для их полноценной реабилитации и интеграции в общество.

В рамках совершенствования системы обеспечения достойной старости в ближайшие годы необходимо доведение размеров пособия по возрасту (демогранта), выплачиваемого каждому пенсионеру, до минимального прожиточного минимума. Требуют улучшения, как параметры солидарных трудовых пенсий, так и накопительная система в целом.

Для граждан страны, пострадавших от последствий экологических бедствий и катастроф, необходимо скорейшее создание комплексного механизма социальной защиты и реабилитации.

Нужна активная социальная политика государства по защите интересов молодежи и малообеспеченных семей.

 

Трудовые отношения и развитие профсоюзов

Необходимо обеспечить реальное участие трудящихся в управлении экономикой, в том числе путем стимулирования создания и развития производственного самоуправления на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

Индивидуальные трудовые отношения на предприятиях и ор­ганизациях должны регулироваться коллективными договорами.

В целях эффективного обеспечения соблюдения права граж­дан на труд необходимо ужесточить законодательство в сфере обеспечения безопасности и охраны труда.

Следует законодательно расширить и обеспечить возможно­сти граждан для защиты своих трудовых прав путем проведения забастовок и иных законных акций «трудового» протеста.

Партия придает большое значение развитию профсоюзного движения, а также демократизации капитала, считая этот процесс важнейшим условием формирования цивилизованных рыночных отношений.

Партия поддерживает создание независимых профсоюзов, способных на деле защищать людей наемного труда в отношениях с работодателем, способствовать развитию производственной демократии.

 

Инновационная экономика

Для успешного выполнения социальных функций нам необходимо создать современную, сильную и сбалансирован­ную экономику, основой которой должен стать реальный сек­тор. При формировании такой экономики приоритет должен от­даваться опережающему росту высокотехнологичных отраслей (машиностроению, электронике и т.д.), которые в дальнейшем смогут стать стимулом для развития отраслей экономики, ори­ентированных на выпуск потребительской продукции. Это по­зволит преодолеть уязвимость нашей экономики, сегодняшний рост которой основан лишь на конъюнктуре цен энергоресурсов на мировых рынках.

Партия считает основной задачей преодоление сырьевой направленности экономики страны. Если этого не добиться в ближайшие годы, то Казахстан бесповоротно вступит на путь типичной «нефтедолларовой» модели развития с расточительным потреблением, неконкурентноспособной промышленностью, низкоквалифицированными трудовыми ресурсами, неэффективным, коррумпированным государственным сектором.

В сырьевом секторе требуется кардинальное повышение транспарентности. ужесточение государственного регулирования и контроля (трансфертные цены, экология, использование иностранной рабочей силы и другие), изменение пропорций налогообложения в пользу государства.

Для ускоренной диверсификации экономики Казахстана необходимы:

- принципиальное улучшение инвестиционного климата;

- ускоренное развитие инфраструктуры;

- значительное повышение качества и мобильности профессиональных кадров;

- селективная государственная поддержка потенциальных точек роста экономики;

- комплексное развитие транспортной инфраструктуры.

Улучшения инвестиционного климата нужно добиваться путем снижения уровня налогообложения для несырьевого сектора, упрощения и сокращения бремени государственного регулирования, усиления конкуренции, обеспечения независимости судов.

Приток частных отечественных и иностранных инвестиций в несырьевой сектор не должен ограничиваться из-за отставания инфраструктуры. Здесь необходимо завершить начатые реформы по реструктуризации и демонополизации, увеличить бюджетное финансирование основных элементов инфраструктуры и ужесточить государственный контроль за эффективностью использования средств.

Государство должно всемерно поддерживать науку. Не­обходимо провести оценку имеющейся научной инфраструк­туры и кадров, включая казахстанских ученых, работающих за рубежом, а также оценку их соответствия мировому уровню.

Материальная база фундаментальных и прикладных науч­ных исследований и оплата труда занятых в них ученых долж­ны также быть доведены до уровня, сопоставимого с мировым.

Особое значение должно быть уделено возрождению сельского хозяйства, его животноводческой и земледельческой составляющих, как исторически обусловленной и приоритетной нише Казахстана в мировой системе разделения труда. В аграрном секторе необходимо добиваться концентрации государственной поддержки на мелких и средних хозяйствах. Надо обеспечить справедливый доступ к землепользованию для всех проживающих на селе и не допускать чрезмерной концентрации сельскохозяйственных земель в частной собственности отдельных лиц. Следует в одноразовом порядке бесплатно наделить сельскохозяйственной землей каждого человека, проживающего в сельской местности – в размерах дифференцированно устанавливаемых по регионам.

В этой связи необходимо законодательно установить приори­тет жителей сельской местности, сельхозтоваропроизводителей в праве владения землей перед другими субъектами земельных правоотношений. Предпринять действия по удешевлению и доступности кредитов. Для снижения сельской безработицы ввести запрет на массовый ввоз неквалифицированной иностранной рабочей силы.

Государство должно инвестировать средства в обновле­ние и развитие инфраструктуры, являющейся основой эффек­тивной экономики страны с такой территорией, как Казахстан.

Признавая частную собственность, государство должно владеть контрольными пакетами акций предприятий стратеги­ческих отраслей промышленности. Государство обязано пра­вовыми средствами и с использованием существующих финан­сово-экономических возможностей восстановить социальную справедливость, нарушенную в ходе номенклатурной привати­зации основных национальных богатств.

Мы считаем, что для защиты своих экономических интере­сов Казахстан, оставаясь открытой страной, не должен отка­зываться и от здорового протекционизма, в том числе в виде внедрения апробированных в рыночных условиях институтов государственного участия в экономике, вплоть до введения го­сударственной монополии в отдельных отраслях.

Должны качественно измениться параметры рынка жилья. Без участия государства в стимулировании предложения «неэлитного» жилья доступность будет оставаться на низком уровне. Требуют реформирования сложившиеся механизмы ипотечного кредитования, функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Развитие малого бизнеса (предпринимательства) должно являться одним из главных приоритетов экономической политики, поскольку помимо социальной функции (занятость населения), оно генерирует воспроизводство предпринимательского духа, без которого невозможно добиться экономического прорыва. Следует устранять бюрократические преграды, неравные условия ведения дел, которые являются основными причинами, препятствующими нормальному развитию малого и среднего бизнеса. Наряду с этим надо добиться организации жесткого контроля за объективностью и обоснованностью тарифов на услуги естественных монополий.

 

 Культурно - духовное развитие

Важным элементом государственной гуманитарной по­литики является культурно - духовное развитие граждан Ка­захстана. Формирование национальной идентичности нельзя рассматривать в отрыве от духовно-нравственного и интеллектуального возрождения личности. Открытое гражданское общество, эффективные государственные институты и конкурентоспособная рыночная экономика немыслимы без высокого уровня культуры и образования населения, его морально-психологического здоровья.Партия считает необходимым всестороннее развитие учреждений культуры. Кроме того, перед страной стоит важ­нейшая задача восстановления утраченной за прошедшие годы «инфраструктуры культуры» (домов культуры, библиотек, музе­ев, центров народного творчества).

Органы власти обязаны создавать все необходимые предпосылки для выявления и поддержки талантов в сфере культуры и науки путем обеспечения условий для свободы творчества и самовыражения.

Государство несет конкретные обязательства по сохранению историко-культурного наследия и должно принять меры по его объективному изучению и широкой пропаганде.

Поддержку надо осуществлять через государственный заказ на конкурсной основе. Следует стимулировать частный сектор, инвестирующий средства для развития духовно-культурной сферы.

Государство должно уделить повышенное внимание укре­плению социального статуса деятелей культуры, взять на себя основную часть обязательств по популяризации казахстанской литературы и искусства за рубежом.

Партия предлагает свое концептуальное видение развития государственного языка, которое реально осуществимо. Оно предполагает принятие системных и последовательных мер, направленных на безусловное обеспечение установленных Конституцией требований. Как основы для достижения этой цели необходимо в ближайшие 8-10 лет добиться того, чтобы все выпускники средних школ свободно владели государственным языком. Любому гражданину, желающему овладеть казахским языком, должна предоставляться полная материальная, организационная возможность осуществить это намерение. Знание государственного языка станет почетным долгом и обязанностью каждого гражданина, патриота Казахстана. Для этого необходимо увеличить объемы финансирования языковых программ до одного и более процента государственного бюджета.

Все официальные обращения, доклады, выступления и переговоры международного уровня должны излагаться на государственном языке.

Используя весь научно-культурный потенциал, государственные органы совместно с институтами гражданского общества, должно предпринять шаги по модернизации казахского языка, осуществить ряд практических действий, направленных на обеспечение конкурентоспособности и расширение сфер его применения. Реализация этих предложений должна стать одним из общенациональных проектов, способных консолидировать общество, пробудить творческую активность всех граждан.

В информационном обществе резко возрастает роль СМИ. Наша партия выступает за защиту средств массовой информации от давления коммерческих и властных структур.

Партия выступает за открытое информационное общество. Мы считаем принципиально важным обеспечение доступа к Интернету всем гражданам страны.

Главным стержнем культурной политики должна стать объ­единяющая идея казахстанского патриотизма. Патриотизм ­- любовь к Родине - единственный на сегодняшний день центр притяжения представителей разных народов, проживающих на территории Казахстана, различных культур, политических взглядов и социальных слоев. Развитие этой идеи будет спо­собствовать формированию сплоченного и толерантного об­щества.

 

Здравоохранение

Здоровье нации является главной ответственностью социального государства.

Партия будет добиваться того, чтобы государственные расходы на медицину соответствовали рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и составляли не менее 5% ВВП.

Первоочередная задача в области развития системы здравоохранения - введение бесплатной медицинской помощи для всех граждан через значительное увеличение бюджетного финансирования данной системы. При этом должна быть соз­дана жесткая вертикальная система контроля качества предо­ставления медицинских услуг независимо от статуса и формы собственности поставщика, включая наличие доступной сети первичной медико-санитарной помощи. Необходимо устранить устаревшие и неэффективные структуры отечественного здравоохранения. Очень важно улучшение медицинских аспектов здоровья матери и ребенка.

Уровень бюджетного финансирования здравоохранения дол­жен быть адекватен реальному состоянию здоровья населения. Должны быть существенно увеличены размеры государственных инвестиций в строительство новых и улучшение матери­альной базы действующих медицинских учреждений.

 

Образование и молодежная политика

Принципиальный вопрос для формирования эффектив­ной государственности заключается в следующем: составит ли молодежь в перспективе основу среднего класса или система образования будет поставщиком кадров для пополнения класса «новых бедных»? Новое поколение молодежи в своей самооценке готово стать средним классом. Государственная молодежная политика должна соответствовать этим ожиданиям.

Проведение молодежной политики тесно связано с ре­формированием системы образования. Ключевой задачей го­сударства должна стать реабилитация системы бесплатного среднего и высшего образования, обеспечение его равнодоступ­ности на всей территории страны. Необходимо повысить ка­чественный уровень подготовки и переподготовки работников сферы образования, укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений.Путем последовательного реформирования добиться внедрения лучших стандартов среднего образования. Мы вернем в образовательный процесс значение личности учителя и преподавателя. Учителя, наряду с врачами, должны получить статус госслужащих с соответствующими социальными гарантиями.

Система высшего образования обязана гарантировать равные возможности для обучения всех, вне зависимости от социальной и иной принадлежности граждан. Критериями эффективности являются безусловное обеспечение отечественной экономики и социальной сферы высококвалифицированными специалистами, способными конкурировать на мировом уровне.

Заработная плата в сфере среднего образования должна соот­ветствовать средней по народному хозяйству, а в системе выс­шего образования - средней по промышленности.

 

Миграционная политика

Важным элементом при формировании «человеческого капитала» требуемой структуры и качества является сбаланси­рованная миграционная политика. Государство имеет смутные представления о качественно - количественных характеристиках миграционных процессов. В результате наблюдается дисбаланс на рынке труда, многие мигранты не имеют возможности исполь­зовать свой профессиональный потенциал в полном объеме.

В этой связи нам необходимо использовать и развивать опыт стран, поощряющих репатриацию своих соотечественников, организующих разветвленную систему центров профессио­нальной адаптации, стремящихся добиться максимального со­ответствия трудовой структуры иммигрантов потребностям внутреннего рынка труда.

Сегодня более 45 процентов населения проживают в сельской местности. Опыт других государств и наметившиеся миграционные тенденции позволяют предположить, что переселение людей из сел в города будет продолжаться. Необходимо добиваться того, чтобы темпы урбанизации были адекватны спросу на рынке труда и возможностям городов по созданию жилья и инфраструктуры.

В настоящее время внутренняя миграция, проявляющаяся в основном в виде перемещения населения из сельской местности в города, представляет для государства серьезную проблему. Практика показывает, что внутренние мигранты имеют весьма низкие адаптационные возможности. Кроме того, их перемещение происходит стихийно, вне каких-либо государственных программ.

Необходимо принять госпрограмму «Ауылдан қалаға келетін азаматтарға – мемлекеттік жәрдем» с ежегодным финансированием в размере 0,5 % ВВП. Эти средства следует направить на массовое строительство в городах социального жилья, создание учебных центров, курсов социальной адаптации и профессиональное обучение.

Необходимо провести оценку всех регионов Казахстана с точки зрения благоприятной будущности развития, выявить малоперспективные с экономических и некомфортные с экологических критериев поселения, наметить возможные пути роста и в соответствии с этим осуществить изменения в территориально-административном делении страны.

В целом государственная политика должна быть направлена на то, чтобы превратить миграционные процессы из источника социальных проблем в фактор новых возможностей для насыщения рынка труда и необходимый элемент складывающегося постиндустриального общества.

 

Гендерная политика и защита семьи

Мы считаем укрепление института семьи не просто одной из задач общества, а его последовательной, консолидирующей стратегией. Казахстану нужна просемейная социальная политика. Сегодня многодетная семья стала синонимом бедности и неблагополучия. Необходимо принять отдельный Закон об основах государственной семейной политики.

Партия считает необходимым своевременное осмысление демографической ситуации в стране и поиск путей ее решения на государственном уровне.

Рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни наряду со средней заработной платой и уровнем преступности – все эти социальные показатели должны стать главными критериями эффективности действующей власти.

Демографический кризис – угроза национальной безопасности Казахстана.

Партия выступает за политику равных возможностей, против гендерной дискриминации на рынке труда. Мы убеж­дены, что, несмотря на некоторые позитивные сдвиги в сфере труда, равенство возможностей для мужчин и женщин с одина­ковым потенциалом производительности труда еще не достиг­нуто. Поэтому партия выступает за измерение человеческого развития с учетом гендерного фактора: мы за расширение воз­можностей для женщин активно участвовать в экономической и политической жизни, а также в процессе принятия управленче­ских решений.

 

Экологическая политика

Одним из важнейших направлений работы партии долж­на стать системная реализация новой экологической политики. Природа – общенациональное достояние, требующее бережного ухода, это наше богатство, которое сегодня используется нерационально. Проблема экологических ограничений, компромисса между текущим и будущим потреблением должна стать основой при разработке социально - экономической стратегии развития на длительную перспективу.

Партия выступает за устойчивое развитие - развитие, кото­рое не возлагает дополнительных затрат на будущие поколения, которое учитывает долгосрочные социальные и экологические последствия принимаемых сегодня экономических решений

Партия предлагает следующие направления улучшения экологической обстановки:

- обеспечить приоритет вопросов экологической безопасности при принятии решений в области международного сотрудничества;

- содействовать внедрению разных форм экологического страхования;

- усовершенствовать систему льготного поощрения и штрафных санкций за нанесенный ущерб окружающей среде и здоровью людей;

- обеспечить прямую зависимость размеров платы с предприятий за выбросы и сбросы от объема и опасности выбрасываемых веществ;

- в правовых нормах закрепить положение о возмещении гражданам вреда, причиненного здоровью;

- рационализировать использование и охрану недр;

- запретить ввоз и захоронение на территории Казахстана ядерных и других опасных промышленных отходов из иностранных государств;

- смягчить последствия экологических катастроф Аральского и Семипалатинского регионов, загрязнения Каспийского моря, опустынивания.

- расширить и укрепить сеть национальных парков и заповедников;

- повысить технический уровень ирригационно – мелиоративных систем и улучшить управление водными ресурсами.

- обеспечить широкомасштабное экологическое просвещение, за включение «экологической культуры» в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса.

 

Национальная безопасность и внешняя политика

В основу внешней и оборонной политики должны быть положены исключительно национальные интересы, базирующиеся на долгосрочном видении и прагматичных подходах. В серьезном переосмыслении нуждаются утвердившиеся стереотипы и представления о ключевых вызовах и потенциальных угрозах нашей государственности.

Казахстану следует и дальше расширять партнерское взаимодействие с соседними странами. Наряду с укреплением регионального добрососедства необходимо выстраивать стратегические отношения с крупнейшими державами и европейским сообществом.

Исторические перспективы выживания нации – государства связаны с возможностями неуклонного сближения и последующей интеграции в европейские институты. Необходимо в ближайшие годы вступить в Совет Европы.

Должны быть пересмотрены доктринальные основы национальной безопасности. Их важнейшей составляющей обязаны стать защита прав и свобод граждан.

Исходя из поставленных целей и задач Общенациональная социал-демократическая партия «Азат» будет:

- содействовать становлению и дальнейшему развитию институтов гражданского общества: предпринимательству, свободной прессе;

- деятельно участвовать в жизни общества, содействуя росту активности граждан и аккумуляции их политической энергии;

- поддерживать общественные организации и граждан Республики Казахстан в их борьбе за обеспечение своих законных прав и интересов;

- инициировать проведение референдумов, сборов подписей граждан по наиболее актуальным вопросам;

- выпускать собственные средства массовой информации, книги, брошюры, листовки, поддерживать свой веб-сайт;

- изучать, анализировать и обобщать политическую и социально-экономическую ситуацию в Казахстане, разрабатывать проекты законов и программы, вносить эти предложения в соответствующие органы власти и местного государственного управления и добиваться их выполнения.

 

Мы убеждены, что следуя этим концептуальным направлениям развития, Ка­захстан займет достойное место в мировом цивилизованном сообществе, обеспечит эффективное соблюдение принципа народного суверенитета и защиту национальных интересов.

Мы, казахстанцы, проявив инициативу и гражданскую пози­цию, благодаря своему труду, таланту, опыту, знаниям можем все вместе изменить нашу жизнь, сделать ее достойной и счаст­ливой сегодня!

 

Наша сила - в Свободе, Справедливости и Солидарности!