Ноябрь 2011г. №164

 
 

ПРОГРАММА БЕЛОРУССКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (НАРОДНАЙ ГРАМАДЫ)

Принята на Объеденённом съезде БСДП 29 июня 1996 года.

ПРИРОДА СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ.

 Социал-демократия выросла из вечных мечтаний людей о свободе, справедливости и солидарности. За прошедшие два столетия человеческий ум разработал разные проекты общественных преобразований для достижения этих идеалов. Не все они выдержали проверку временем и практикой. Перспективным как учение и политическое движение показал себя только демократический социализм.

Демократический социализм построен на открытой философской системе. Демократическому социализму свойственны уважение к гуманистическим традициям народов мира, терпимость, отношение к человеку как к цели, стремление к социальной справедливости, правовому государству, к установлению между людьми солидарных отношений.

Социал-демократы пользуются критическим методом подхода к общественно-политическим событиям.

Белорусские демократические социалисты подтвердили преданность идеям всемирной социал-демократии своей борьбой за экономическое, социальное и политическое освобождение людей труда, за осуществление права белорусского народа на самовыражение. Эту борьбу последовательно вели Белорусская Революционная Грамада, Белорусская Социал-Демократическая Группа Работников и Белорусская Социал-Демократическая Партия.

Объявляя 9 марта 1918 года Белорусскую Народную Республику, а 25 марта - ее независимость, наши идейные предшественники хотели видеть Белорусское государство демократической Республикой, в которой вводится всеобщее, равное и прямое избирательное право с тайным голосованием, гарантирована свобода мысли, слова, партий, профессиональных организаций, забастовок, совести, неприкосновенность личности и жилья, тайна переписки, национально-персональная автономия.

Желание тех, кто начинал белорусскую социал-демократию, видеть в обществе "равное богатство, а не равную бедность, перекликаются с нашими сегодняшними заботами и надеждами.

В конце 80-х годов выяснилось, что в нашей стране есть люди, которые выказывают готовность возобновить традиции белорусской социал-демократии. Так возникла Белорусская Социал-демократическая Грамада (март 1991) - политическая организация, которая в своем названии вместила БСГ и БСДП.

Социал-демократическая ориентация возникла в коммунистической партии Беларуси. Но сторонники демократического социализма не смогли убедить большинство КПБ. Поэтому весной 1992 г. они заявили о создании новой политической организации - Партии народного согласия.

В дальнейшем ценности демократического социализма были приняты Всебелорусской партией Единства и Согласия, некоторыми другими политическими организациями, многими государственными и общественными деятелями.

На основе идейной близости БСДГ, ПНС и ВПЕС стало возможным подписание 25 июля Согласия между ними о создании и принципах блока "Социал-Демократический Союз". В результате сотрудничества между партиями-участницами СДС в Верховном Совете Республики Беларусь создана социал-демократическая фракция "Союз труда", в которую вошли также представители Белорусской партии труда и беспартийные представители идеалов демократического социализма.

Развивая сотрудничество, БСДГ и ПНС посчитали необходимым объединиться в одну партию и принять эту программу, которая должна служить дальнейшему идейному и организационному сближению партий социал-демократической ориентации, привлечению на сторону демократического социализма большего количества граждан Беларуси.

 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И ДРУГИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ.

 Мы, социал-демократы, признаем, что лозунги свободы, равенства и братства, принципы правового государства и демократии были разработаны либералами. Однако нужно указать на то, что отличает социал-демократию от либерализма.

Главной целью хозяйственной деятельности по либеральной модели является прибыль, в то время как цель социально ориентированной экономики - удовлетворение потребностей граждан. Движущими силами либеральной модели является экономическая и политическая элита. Движущими силами социальной модели являются интеллектуальные пласты общества, квалифицированные работники, мелкие и средние предприниматели.

Либеральная модель отдает преимущество частной собственности. Социальная экономика невозможна без совмещения таких форм собственности, которые обеспечивали бы высокую эффективность общественной производительности и участие граждан в распределении результатов своего труда.

Либеральная экономика требует минимизации роли государства в хозяйственной жизни, минимальных налогов на прибыль, полной свободы предпринимательства. Социальная экономика - это прогрессивная система налогообложения, гибкая система налогообложения и лицензирования, активная антимонопольная политика, разработка целевых государственных программ стратегического направления.

В основу общественного развития либеральная модель закладывает индивидуализм и стремление к крайней полезности. В основе социальной модели - справедливость и солидарность граждан.

Либерализм не мог не считаться со стремлением многих пластов общества улучшить условия жизни, достигнуть социальной справедливости, увеличить свои гражданские права. Классический капитализм пережил глубокую гуманистическую трансформацию в сторону экономической и социальной демократии. Появилось политическое течение социал-либерализма. Возникли новые модели общественной жизни (французская система планификации, скандинавская модель "умеренного", или "функционального", социализма), была создана система социальных гарантий для наемных рабочих и безработных, женщин и молодежи.

Мы, социал-демократы, считаем необходимым, акцентировать внимание также на фундаментальных отличиях между нашими впечатлениями о социализме и теорией и практикой коммунистов, которые заявили в свое время о построении "реального" и даже "развитого" социализма.

Пользуясь критическим методом, мы не признаем неопровержимых истин. Мы отрицаем теорию о классовом происхождении и классовом характере каждого государства, о диктатуре пролетариата. В партийной жизни мы отрицаем "демократический централизм", который ведет к олигархии. Партия, не демократическая внутри, не может содействовать построению демократического государства.

Мы считаем естественным право граждан, критиковать правительство, отстаивать свои интересы и права. Идеалу социализма соответствует как можно более демократическое общество, это значит и общественный контроль за деятельностью органов власти.

Коммунисты рассматривают социализм как первую фазу коммунизма. Мы, демократические социалисты, относимся к идее коммунизма как к утопии.

Мы считаем, что сам социализм является целенаправленным движением, методом решения социальных проблем общества.

Практика показала, что "реальный" социализм был и является бюрократическим казарменным социализмом, возможность которого предвидели в XIX веке. "Реальный" социализм справедливо отождествляется с государственным капитализмом, которому свойственны высокий уровень эксплуатации наемных рабочих, и невозможность рабочим защитить свои интересы.

Демократический социализм - это общественный контроль над частной и государственной собственностью, который реализуется через участие наемных рабочих в руководстве производством и распределении продуктов труда и прибыли, эта возможность добиваться непреложного улучшения качества жизни.

Коммунизм - это идеология, которая считает, что ради достижения социальной справедливости оправданным является ограничение или отрицание прав человека и демократии. История свидетельствует о тесной связи коммунизма и тоталитаризма.

Мы, социал-демократы, считаем, что социальный прогресс, социальная справедливость, раскрепощение человека невозможны без демократии.

К установлению тоталитарного режима ведет и фашистская идеология. Противники тоталитаризма, мы являемся противниками и фашизма.

 ЧЕГО МЫ ХОТИМ?

 Нашими целями являются:

-- утверждение прав и свобод человека, оборона интересов и прав людей наемного труда;

-- построение солидарного общества по принципам свободы, равенства, социальной справедливости, демократии и приоритета права;

-- построение независимого демократического, правового и социального Белорусского государства - равноправного субъекта европейского и всемирного сообщества.

Поскольку экономика "реального" социализма и посткоммунистического авторитаризма показала всю неэффективность для людей наемного труда, сторонники социальной демократии выступают за многоукладную социальную и экологическую рыночную экономику.

Мы высказываем пожелание, чтобы Беларусь заняла достойное место между странами Европы и мира;

-- чтобы была возрождено национальное самосознание белорусского народа;

-- чтобы белорусская культура и язык как одни из государствообразующих компонентов заняли достойное место в Беларуси;

-- чтобы были созданы условия для развития культур всех национальных групп в Беларуси;

-- чтобы все национальные группы Беларуси жили в согласии;

-- чтобы в нашей стране властвовал гражданский мир;

-- чтобы Беларусь жила в мире с другими государствами;

-- чтобы в нашей стране молодежь с оптимизмом смотрела в будущее;

-- чтобы старшее поколение было окружено уважением и жило материально обеспеченным;

-- чтобы женщины были действительно равны в правах с мужчинами;

-- чтобы к инвалидам относились как к полноценным и полноправным членам общества;

-- чтобы забота о здоровье природы и человека стала в центр интересов общества;

-- чтобы научно-технический прогресс служил улучшению качества жизни народа;

-- чтобы умножались достижения нашей науки, культуры, искусства;

-- чтобы недоверие, страх, жесткость, агрессивность, нетерпимость исчезли из нашей жизни;

-- чтобы общество отчужденности преобразовалось в общество солидарности отдельных людей, социальных и национальных групп.

Демократический социализм - левое политическое течение.

Мы отрицаем насильственные методы решения социальных, политических, экономических и других проблем. Наш метод - диалог, поиск компромисса.

Мы высказываемся за общественный, экономический и политический плюрализм.

Руководясь своими принципами, мы выбираем среди политических партий союзников. Мы готовы сотрудничать с теми партиями и движениями, которые выступают за независимость Беларуси, за демократию, признают международные акты о правах человека.

Мы будем считать союзниками тех, чья деятельность направлена на защиту прав человека, на оборону социальных прав и гарантий наименее обеспеченных категорий населения, за экологическое обновление и защиту здоровья народа, на сохранение и пропаганду культурных ценностей.

Мы стоим за гарантии прав профсоюзов на всех предприятиях, во всех организациях и предприятиях при любых формах собственности.

Мы высказываемся за независимость профсоюзов, за то, чтобы они были равноправными партнерами государства и предпринимателей при решении социальных и экономических вопросов на общенациональном, региональном и локальном уровнях. Мы сторонники единства действий сторонников профсоюзного движения.

Мы сотрудничаем с профсоюзами для обеспечения прав наемных работников.

Мы - сторонники свободы совести и веротерпимости. Мы считаем, что все религиозные объединения должны быть равноправными и лояльными в отношении государства. Мы готовы обсуждать с религиозными объединениями вопросы общественно-политической жизни и достигать с ними взаимопонимания.

 НАШИ ПРИНЦИПЫ.

 Построить независимое демократическое, правовое и социальное государство, достигнуть экономического и социального прогресса можно руководясь определенными принципами, которые сразу являются нашими ценностями и идеалами.

На первое место мы ставим принцип свободы.

Свободу мы понимаем, как право человека быть независимым в определении своей судьбы, независимым в выборе, независимым от политического, административного и экономического принуждения.

Свободу мы понимаем, как право общественного объединения решать свою судьбу.

Свобода требует освобождения человека от пренебрежительной зависимости, от нищенства, недостатка и страха, она обозначает также возможность развивать индивидуальные способности, ответственно участвовать в общественной политической жизни.

Свободу мы понимаем, как право национальных групп пользоваться своими языками, иметь свои культурно-просветительские учреждения и организации, принимать участие в общих общественных делах.

Свободу мы понимаем как уважение к правам и мировоззрению меньшинства - национального, социального, политического, религиозного.

Мы стремимся к созданию солидарного общества.

В солидарности, взаимодействии между гражданами и общественными группами мы видим гарантию достижения общего благосостояния и благосостояния каждого человека. Вот почему мы выступаем за поиск компромисса между интересами разных социальных, национальных, политических, религиозных групп граждан, за гражданский мир и национальное согласие.

Солидарность мы понимаем как выражение взаимосвязи людей, как основное условие выживания человеческого рода. Сочувствие, сопереживание, взаимное уважение составляют основу солидарности. Отношение общества к слабым и больным является показателем его гуманности.

Только в солидарном обществе может быть осуществлен принцип социальной справедливости и достигнуто равенство людей.

Равенство мы понимаем не только как равенство граждан перед законом. Каждый имеет право на достойные человека условия жизни. Независимо от происхождения, социальной, этнической, религиозной, партийной и половой принадлежности люди должны иметь одинаковые возможности для самореализации, раскрытия своей индивидуальности.

Осуществление идеалов свободы, солидарности, социальной справедливости и равенства невозможно без демократии.

Демократию мы понимаем, как право народа в границах свободных и справедливых выборов определять политический строй своего государства, как право народа выбирать между политическими партиями и отдельными политиками.

Демократию мы понимаем, как право граждан контролировать органы власти и высказывать им доверие или недоверие на выборах.

Демократию мы понимаем как уважение к правам человека и к правам меньшинства.

В демократическом государстве действует механизм согласования разных, в том числе альтернативных, интересов путем переговоров, поиска компромисса. Представители тех или других интересов не могут навязать свою волю силой. В своих действиях они и отдельные граждане руководствуются законом и подчиняются закону.

Приоритет права - еще один наш принцип, наша ценность.

Мы считаем, что законы могут издавать только избранные на всеобщих, равных и прямых выборах с тайным голосованием на альтернативной основе представители народа.

Мы рассматриваем право не как волю некоей партии или некоего класса, возведенную в закон, а как отражение общественных интересов в законах, которые служат благосостоянию граждан и общества.

Правотворчество имеет в виду баланс интересов, гражданский мир, стабильность общественной жизни, права человека.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

 Мы хотим видеть Беларусь действительно независимым демократическим социальным и правовым государством.

Поставив на первое место права личности, мы будем настаивать, чтобы были гарантированы права и свободы, провозглашенные Конституцией Республики Беларусь, чтобы в законах и практической деятельности властей нашей страны учитывались положения международных актов об правах человека, которые подписала и ратифицировала Республика Беларусь. Мы будем настаивать на гарантиях свободы ассоциаций, свободы слова, печати, мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетов, на безусловном праве человека на получение и распространение информации независимо от государственных границ.

Мы выступаем за демонополизацию средств массовой информации, за то, чтобы средства массовой информации, которые остаются в государственной собственности, не использовались в исключительных интересах отдельных групп граждан, какой-то партии или организации.

Мы считаем, что существующая избирательная система в нашей стране не является демократической. Мы будем настаивать на том, чтобы была введена мажоритарно-пропорциональная избирательная система.

Угрозой для демократии является чрезмерная концентрация власти в руках одного человека или одной из ветвей государственной власти. Мы высказываемся за реальное разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, за точное определение компетенции каждой из ветвей власти.

Мы считаем, что Беларусь должна быть парламентским государством, ответственным перед Верховным Советом.

Мы являемся сторонниками правового государства. Закон, даже плохой, есть закон. Изменить его может лишь законным путем избранный парламент.

Конституционный Суд Республики может и должен стать гарантом сохранения правовых норм в жизни государства. Мы высказываемся за то, чтобы эти и все остальные суды в Республике стали полностью независимыми от исполнительной власти.

Мы высказываемся за самостоятельное руководство в местах своего проживания и поддерживаем принципы Европейской хартии самоуправления.

Мы настаиваем на усовершенствовании закона о государственной службе, по которому определяются общие права и обязанности руководителей, а также их ответственность за некомпетентные решения и злоупотребления. Мы настаиваем на принципе публичности в государственной жизни, по которому каждый член правительства и каждый депутат при вступлении на должность и по окончании срока своих полномочий объявляет декларацию о доходах.

Мы считаем, что нужно принять закон об органах государственной безопасности и усовершенствовать закон об милиции.

Мы будем добиваться дальнейшей гуманизации криминального, криминально-процессуального, исправительно-трудового законодательства, реформы пенитенциарной системы.

 Социальная рыночная экономика.

 Мы, демократические социалисты, высказываемся как против всеобщей приватизации, так и против всеобщей государственной собственности на средства производства. Наш идеал - мноплановая (смешенная) рыночная социальная и экологическая экономика, такая экономика, в которой свободное предпринимательство сочетается с определенным (в границах национальной необходимости) государственным регулирование хозяйственного развития на макроуровне.

Мы не отрицаем роли плана в развитии экономики. Наш принцип: свобода - насколько возможна, планирование - насколько необходимо.

Высказываясь за разгосударствление средств производства, мы делаем оговорку: разгосударствление, приватизация должны вестись в соответствии с законом Республики Беларусь и с учётом интересов наёмных работников.

Высказываясь за разные формы частной собственности, мы считаем, что определённая часть средств производства должна оставаться в общегосударственной и коммунальной собственности.

Мы выступаем в защиту интересов потребителей. Конкуренция предприятий с разными формами собственности необходима для того, чтобы через действия рыночных механизмов стимулировался технический и технологический прогресс, чтобы улучшалось качество товаров.

Мы хорошо осознаём, что бесконтрольное развитие рыночных отношений неизбежно ведёт к монополизации производства и торговли. Рыночные отношения нужно регулировать не административным путём, а экономическим как на первичном, так и на государственном уровне в определённых границах и прежде всего для того, чтобы предотвратить возникновение новых монополий, а также для поддержания пропорционального развития экономики. При этом экономические методы регулирования производства должны основываться только на социальных критериях, соответствовать нуждам общества. Налоговой и кредитной политикой государство может стимулировать производство товаров народного потребления, прежде всего - товаров для детей, инвалидов, пожилых людей.

Возникновение через приватизацию положения собственника мы рассматриваем как положительный факт. Нашим идеалом является увеличение количества собственников.

Одновременно мы хотим видеть социально ответственных собственников и производителей.

Как сторонники экологической демократии, мы высказываемся за широкое участие наёмных работников в руководстве и владении предприятиями разных типов.

Реконструкция промышленности требует значительных трат, привлечения зарубежных инвестиций. Поэтому мы высказываемся за то, чтобы проблемы перепрофилирования промышленных предприятий решались публично и под контролем общества. Государство должно давать гарантии под кредиты только тем проектам, осуществления которых будет содействовать наполнению внутреннего рынка потребительскими товарами и повышению конкурентоспособности отечественных изделий на внешнем рынке.

Необходимо создавать благоприятные условия и гарантии для инвесторов, а не набирать кредиты и таким образом превращать последующие поколения граждан Беларуси в должников.

Непосредственные государственные инвестиции, как форма регулирования экономики, должны создавать рабочие места, улучшать инфраструктуру, экологию, способствовать улучшению качества жизни.

Государство должно принимать меры для защиты сельского хозяйства он воздействия инфляции, а также от конкуренции зарубежных производителей. Государственные инвестиции нужно направить на улучшение инфраструктуры, создание сети небольших перерабатывающих предприятий, объектов социального и культурного назначения.

Необходимо создать эффективную систему использования земли. В колхозах мы видим не только коллективные хозяйства, но и коллективы хозяев.

Экономические связи с бывшими республиками СССР должны основываться на принципе взаимной выгоды. Интеграция народного хозяйства Беларуси во всемирную экономику ведет к тому, что наша страна становится ареной деятельности зарубежных и международных монополий. Национальные интересы Республики требуют, чтобы деятельность транснациональных корпораций находилась под демократическим контролем.

Создание многофункциональной социальной и экологической рыночной экономики - продолжительный процесс. Осуществление экономических реформ невозможно без согласования участников этого процесса, без диалога предпринимателей, государства и профсоюзов, без компромиссов. Корпоративный эгоизм всегда разрушающий, он ведёт к социальным конфликтам


Из архива

Борис Кагарлицкий: Слабое звено

31 октября 2006, 11:25


В Самаре живут неправильные люди. Они выбирают неправильного мэра. Так или примерно так оценили в Государственной думе итоги прошедших выборов, состоявшихся в этом поволжском городе.


В самом деле: что-то явно неправильно. Две крупнейшие партии «Единая Россия» и КПРФ выдвигают общего кандидата. Методом сложения голосов ему прогнозируют легкую победу в первом туре. Вместо этого кандидат нерушимого блока власти и оппозиции набирает всего 22% голосов в первом туре, а затем, несмотря на мощную пропагандистскую кампанию, проигрывает во втором.


Задним числом аналитики партии власти объясняют, что и кандидат был неправильный. Слабый был мэр, непопулярный и не способный собственный аппарат эффективно проконтролировать (по моим наблюдениям, чиновники в Самаре дружно голосовали против действующего градоначальника). Мол, в следующий раз выдвинем кого посильнее. Однако Георгий Лиманский пробыл у руля в Самаре не год и не два, и если от него горожане и устали, то не больше, чем от подавляющего большинства точно таких же персонажей, возглавляющих остальные города и области нашей необъятной России.

«Лиманский пробыл у руля в Самаре не год и не два, и если от него горожане и устали, то не больше, чем от подавляющего большинства точно таких же персонажей» Причина была, лишь в том, что у населения вдруг возник шанс показать кузькину мать власти и оппозиции одновременно и вообще как-то выразить свое недовольство. Как только обнаружилось, что бюрократический аппарат не един, что часть городских чиновников сделала ставку на смену начальника, судьба Лиманского была предрешена. Получив хоть малейший шанс сменить местного хозяина, население им пользуется, даже если в глубине души подозревает, что новый хозяин будет ничем не лучше.

Похоже, поняли это и в Государственной думе. В конце концов, партия власти просто обречена поддерживать действующих начальников в большинстве регионов. Плохи они или хороши не важно. Вообще не очень понятно, как в существующих условиях можно отличить сильного руководителя от слабого. Разве что сменив его на другого. А вдруг новый будет и того хуже?




Любая попытка «Единой России» сменить правящего мэра на «более сильного кандидата» вызовет публичный раскол власти в городе, такую бюрократическую междоусобицу, что мало не покажется. Но, поддерживая действующего градоправителя несмотря ни на что, партия власти рискует повторять самарский опыт снова и снова. Выбор не из приятных.


Раньше было просто: «Единая Россия» за президента и власть, а кто недоволен добро пожаловать в КПРФ или к либералам. Поскольку большинство из тех, кто действующую власть не любит, к либералам и КПРФ относится еще хуже, чем даже к этой власти, то выбор между плохим и многократно худшим всегда завершался в пользу плохого. Но что делать, если на сцене появляется еще одна лояльная партия, которая, наверно, не лучше «Единой России», но, по крайней мере, не намного хуже? Обыватель, почесав голову, решает, что можно попробовать чего-то новенького.


Дело тут даже не в соревновании между «Единой Россией» и странным блоком, который сооружен спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым на основе Российской партии жизни. Проблема уже выходит за рамки межпартийной борьбы, поскольку создан прецедент, когда скрытые противоречия внутри бюрократического аппарата выходят наружу, превращаясь в публичную борьбу на выборах. Несмотря на повсеместно декларируемую «консолидацию», региональные элиты далеко не едины. Будут ли недовольные использовать партию Миронова против действующего начальника или, наоборот, опираясь на «Единую Россию», пытаться свалить своего шефа, заменив его «более сильным кандидатом», совершенно не принципиально. Существенно то, что региональные выборы могут обернуться расколом власти на местах.


Это понимают даже мудрецы из Государственной думы. Вот почему в кулуарах этого почтенного заведения появилась идея о том, что выборы мэров надо вообще отменить. Ведь отменили же прямые выборы губернаторов! И что, протестовал кто-нибудь в регионах?

Столичные политологи да кочевавшие по всей стране банды политтехнологов-гастролеров, они, конечно, были очень расстроены, потеряв заработок. А население русской провинции отнеслось к случившемуся совершенно спокойно.


Держу пари, что если бы жителям Самары месяца три назад объявили, что выборов не будет и мэром остается Лиманский, никакого бунта в городе бы не было, а социологи продолжали бы фиксировать стабильную поддержку местной власти народом и рассуждали бы об успехах «крепкого хозяйственника» (у нас все хозяйственники крепкие).



Георгий Лиманский


Никаких препятствий для того, чтобы отменить прямые выборы мэров ни в действующем законодательстве, ни в общественном мнении, не существует. Единственная проблема в том, что, по большому счету, выборы в Государственную думу и в законодательные собрания тоже не нужны, как и сами эти учреждения. Если они будут завтра закрыты и заменены какими-то административными совещаниями (типа советского партхозактива, только в капиталистической версии), этого не только никто особенно не заметит, но и не станет это серьезным нарушением наших прав и свобод. Ибо мало кто у нас в стране всерьез воспринимает депутатов, как выразителей своих интересов. Можно, конечно, сходить на выборы и опустить бюллетень в урну, но если уж говорить о правах и свободах, то людей больше интересуют другие вопросы. Многих возмущает действующий Трудовой кодекс, люди готовы бороться против нового Жилищного кодекса, мы все хорошо помним, как был встречен закон о «монетизации» льгот. А выборы мэров и депутатов… Даже если наши депутаты и принимают убогие законы, это никак на их политической репутации не отражается. Ибо депутатов страна воспринимает, как таких же государственных чиновников, только очень дорогих, катастрофически неэффективных и почему-то выборных. Поскольку они, по общему мнению, в свою очередь, подчинены невыборному правительству (или губернаторам), то зачем вообще нужно народное голосование, в сущности, непонятно.


Единственная выборная должность, которая действительно имеет авторитет в стране, это должность президента. Да и то не потому, что она у нас выборная. Просто все понимают, что другим способом президента сделать нельзя. Но поддерживают президента не за то, что «сами его избрали», и даже не за то, что во время его правления жизненный уровень немалого числа людей реально повысился.

Просто, как выразился мой попутчик в поезде, доставлявшем нас из Петербурга в Москву, «личность президента священна, как флаг, гимн и герб, критиковать президента это-то же самое, что изменить Родине». У страны должен быть лидер. Страну рождения не выбирают. Лидера выбирают. Но в этом единственное различие.


Поскольку подобного авторитета у чиновников нет, а ненавидеть своего непосредственного начальника для нас так же естественно, как и любить Родину, то для всякого бюрократа спасение в том, чтобы перенести на себя хоть частичку президентского авторитета, продемонстрировав, что являешься необходимой и незаменимой шестеренкой в механизме государства Российского.


Шестеренки и гайки не выбирают. Их закручивают.


Российская политическая система становится все более упорядоченной и по-своему эффективной. В ней есть только одно слабое звено:

выборы.



Дмитрий Виноградов


http://www.vz.ru/columns/top/

ЮГОСЛАВЯНСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

ЮГОСЛАВЯНСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ЮСДП; Jugoslovanska socialnodemokracna stranka) - основана в 1896 в Любляне (Словения) как партия, которая должна была объединить рабочих всех югославянских земель Австро-Венгрии; на практике включала социал-демократов словенских земель Цислейтании (кроме Словенской Каринтии и Мариборского округа Штирии), а также Далмации и Истрии. В 1897 ЮСДП была принята в Социал-демократическую партию Австрии (СДПА). В основу деятельности ЮСДП была положена Хайнфельдская программа 1889 СДПА. Главной целью партии провозглашалось уничтожение капитализма, установление справедливого социального строя без эксплуатации человека человеком. Программа подчеркивала, что осуществить эти цели может лишь организованный пролетариат; однако тезис о диктатуре пролетариата отсутствовал. Программа отличалась нечеткостью в постановке крестьянского вопроса: крестьянство то приравнивалось к пролетариату, то рассматривалось как целиком консервативная масса. В национальном вопросе ЮСДП исходила из программы "культурно-национальной автономии" (в числе ее создателей один из лидеров партии - Э. Кристан). В 1909 на конференции социал-демократов югославянских земель Австро-Венгрии была принята Тивольская резолюция, провозглашавшая необходимость полного национального объединения всех югославянских народов. В руководстве ЮСДП преобладали реформистские элементы, стоявшие на позициях австро-марксизма. Среди лидеров ЮСДП имелись разногласия по вопросу о соотношении экономической и политической борьбы рабочего класса. Победу одержало направление "экономистов" во главе с А. Кристаном. Под влиянием Революции 1905-07 в России, которая была воспринята в партии с воодушевлением, усилилась борьба ЮСДП за всеобщее избирательное право. К нач. 1-й мировой войны под влиянием ЮСДП находилась значительная часть словенских промышленных рабочих. Во время войны многие члены партии были мобилизованы в армию; работа ЮСДП замерла. К концу войны произошло известное оживление деятельности партии. Идеолог партии Хенрик Тума выступил за прекращение военных действий и заключение компромиссного мира. Писатель, член ЮСДП Иван Цанкар выступал с интернационалистических позиций, призывал к превращению партии в боевую рабочую партию. X конгресс ЮСДП (1917) приветствовал победу Октябрьской социалистической революции в России; под ее влиянием в партии усилилось революционное крыло. Во 2-й пол. 1919 в Словении появились первые коммунистические группы. В апр. 1920 левые социал-демократы созвали съезд в Любляне, который высказался за объединение ЮСДП с Социалистической рабочей партией Югославии (коммунистов). Реформистская часть ЮСДП, стоявшая на антикоммунистических позициях, объединилась в 1921 с правыми социал-демократами Сербии и Хорватии в Социалистическую партию Югославии. СПЮ просуществовала в Югославии до 1941.

Лит.: Zgodovinski arhiv


Лесные братья (1905—1906)

Лесны́е бра́тья (19051906) — участники партизанского движения в Прибалтике во время российской революции 1905—1907.

Движение развернулось после декабрьских вооруженных восстаний 1905. Наибольшего размаха оно достигло в Курляндии летом 1906 под руководством латышских социал-демократов. Так, в Курляндской губернии в январе — ноябре 1906 они совершили до 400 акций: убивали представителей власти, нападали на полицейские участки, сжигали помещичьи имения.

Отряды «лесных братьев» активно действовали до декабря 1906, когда они были ликвидированы по решению социал-демократов. Причиной считается общее свёртывание революционной борьбы в России. Вероятно, небольшие группы «лесных братьев», не подчинённых социал-демократам, продолжали некоторое время действовать и после 1906 года. Википедия.

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!